Мы всё пережили!
Немного дней остаётся до юбилейной даты – 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Рядом с нами ещё живут те, кто помнят страшное военное время. Живы те, кто воевал на фронте, труженики тыла, дети войны. Их воспоминания очень дороги для нас, родившихся в мирное время…
Смотрю сейчас я на детей – они дети. А мы вроде и детьми не были, сразу взрослели. Военное время – строгое. Отец на фронте, мама и дедушка на работе в колхозе. Нас четверых детей оставляли дома, да еще и задание давали, что нужно сделать.
Старшей из нас было 9 лет, но у неё болела ножка, поэтому с костылём ходила. Что надо делать подсказывала. В деревне у всех было хозяйство. Летом коров и овец в стадо выгоняли, а мелочь – куры, телёнок, свиньи – дома оставались, во дворе. Ими мы и занимались. Телёнка напоить, свиней накормить, выгнать за ограду и следить, чтобы далеко не ушли. Возвращаясь во двор, свиньи требовали корм. Мама с утра оставляла на полу чугунок варёной картошки, чтобы я могла намять её и развести, добавив что-то вкусное – молоко, остатки супа (если оставался), рубленой травы (молочая, лебеды). А вот вылить этот корм в корыто для меня было проблемой. Я шла за ворота и ждала, когда кто-нибудь из взрослых пройдёт по улице, чтобы попросить помочь.
У меня был брат, который был на два года моложе, но он тоже мне помогал. А ещё через год, когда мне стало 7 лет, мама поручила мне более взрослое задание – носить из речки воду в бочки для полива огорода. А речка была под горой. Мы носили воду коллективно – из каждого дома выходили такие же ребятишки, как я – 7-9 лет, с вёдрами и коромыслами. Летом было жарко, тяжело, а вода нужна, и бочки были деревянные, без воды могли и развалиться. Наберём мы воды и идём обратно. На гору поднимемся, поставим вёдра, отдохнём – и снова в путь. Чтобы было интересней, у нас был договор: сначала несём в один двор, потом все в другой и так по очереди во все. Интерес был в том, что за один раз много воды наливалось в одну бочку.
Почту ждали каждый день. Приносили письма, похоронки. Меня дедушка научил молитве «Отче наш». Я пряталась за дверь в комнате, где в углу на стене висели иконы, читала её и просила Господа спасти и сохранить нашего папаню от пули и огня. Отец служил в пехоте рядовым солдатом.
Война закончилась, когда мне было 10 лет. После войны тоже было тяжко. Работали за трудодни, и каждая семья облагалась налогом, подписывали заём государству, за это выдавали облигации по 100, 50 рублей, и ещё платили госпошлину – сдавали яйца, молоко, картошку, мясо, кожу, овчину, каждой семье доводился план. Пока рассчитаешься, себе – что останется. Но как бы ни было тяжело – всё пережили. Только детьми словно и не были…
Я помню то время лихое,
Когда началась война.
Какое огромное горе
На плечи людские свалила она.
В каждом доме кучу детей,
Уезжая, отцы оставляли,
А повестки везут и везут,
И нет им конца и края.
Отца своего и мы провожали,
Не обошлось, конечно, без слёз.
Помню, как на руках своих сильных
Нас с братом отец долго нёс.
А мы день за днём подрастали,
Стали маме помогать.
И домашнюю работу
Научились выполнять.
Мама с дедушкой шли на работу,
Тогда всех провожали подряд,
Ну а домашнюю работу
Оставляли на малых ребят.
Огород пололи,
Скотину стерегли,
Воду из речки носили,
Всё мы делали, как могли.
А реченька Куруша
Бежала под горой.
Мы на коромыслах
Носили воду домой.
Война проклятая, беда,
Всем тяжело в стране.
Не забывал и наш отец,
Как было тяжко на войне.
И вот она закончилась в мае,
Разруха везде, ой и ой.
Наш отец только после японской
Совсем вернулся домой.
Трудно было и после войны:
Госпоставки, налоги
и займы платили,
А работали за трудодни.
Было тяжко, мы всё пережили!
Отец наш прожил девяносто,
А мама поменьше его.
Уходят из жизни все просто,
И нет уж давно никого.
Но снова по всей России
Идёт бессмертный полк в строю.
Чтобы отметить День Победы,
Прославить Родину свою!
Клавдия Прокопьевна Петрова, р.п. Муромцево.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.