Меню
16+

«Знамя Труда». Газета Муромцевского района Омской области

26.01.2022 13:16 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наша любимая профессия

Преемственность поколений — важная связующая нить не только для каждой семьи, но и для любой сферы жизнедеятельности. Это и общие интересы, традиции, и жизненный фундамент для нового поколения. Прекрасно, когда родители передают свои знания и навыки, накопленный опыт, а иногда и дело всей своей жизни, профессию детям, создавая тем самым семейную династию.

Трудовая жизнь этой ещё небольшой семейной династии связана со школой и в большей степени с Муромцевской средней школой № 1, а профессия учитель начальных классов стала делом всей жизни мамы — Людмилы Ивановны Макаровой и дочери – Натальи Владимировны Сороквашиной.

«Видимо желание стать учителем пришло откуда-то свыше, — рассказывает Людмила Ивановна. — Мама была продавец, папа – водитель, а я в детстве любила играть в школу. Рисовала тридцать мордашек — это были ученики, завела журнал и, воображая себя учительницей, ставила своим нарисованным ученикам оценки».

Первая учительница маленькой Люде попалась хорошая — интеллигентная, аккуратная, никогда ни на кого не повышавшая голос. Это был образец педагога, особенно первокласснице нравилось, как она прикрепляла кнопочками к доске ёлочки, грибочки, как читала малышам вслух. Настолько было приятно у неё учиться, что этот пример учителя Людмила Ивановна помнит до сих пор.

Теперешняя муромчанка родом из Нижегородской области, из Сарова, города атомщиков, окончила педучилище в соседнем Дивеево, места эти старинные, замечательные сейчас широко известны среди паломников. Выпускники педучилища 69-го года отправились по распределению во все уголки страны, несколько человек, в том числе и Людмила, поехали в Омскую область. И хотя девушка могла остаться в родном городе, но в молодости так хотелось романтики, самостоятельности. По воспоминаниям Людмилы Ивановны, ехали и пели: «наш адрес не дом и не улица», «а я еду за туманом, за мечтами…», «жить и верить – это замечательно…». Совсем юные, верящие в своё счастье. Муромцево она выбрала сама, похоже оно было на то место, где жила, тот же лесной край. Приехала с большим аккордеоном в футляре, в училище молодого педагога научили игре на инструменте. Первая школа, в которой началась её трудовая жизнь, сейчас не существует, здесь находится молельный дом. А тогда это была «чапаевская» начальная школа для детей соседних улиц.

Маленькая худенькая девятнадцатилетняя девушка, не имеющая опыта работы, вызывала сомнение у родителей, когда Людмиле приходилось проходить по домам, приглашая будущих первоклашек в свой класс. Тем более набирала параллель опытный педагог Варвара Ивановна Щедрова из средней школы. Но всё же первого сентября 19 ребятишек пришли к своей Людмиле Ивановне на урок. А уже в феврале на базе начальной школы проходят семинар и открытый урок у молодой учительницы. Первый семинар и открытый урок прошли на «отлично». Как говорит Людмила Ивановна, была она молодая, ничего не боялась, а в школе её встретили хорошо учителя: Донских Полина Прокопьевна, Юхтанова Евгения Алексеевна, Лисина Лидия Ивановна — все были очень душевные и помогли начинающему педагогу влиться в профессию.

В то время много ярких наглядных пособий, не только ёлочек и грибочков, приходилось делать своими руками, чтобы заинтересовать детей. В марте на смотре художественной самодеятельности её дети пели хором и сольно под аккомпанемент аккордеона, и даже танцевали в пачках, сшитых руками молодой учительницы.

Девять лет проработала Людмила Ивановна в «чапаевской» школе, пока та существовала, потом учреждение было преобразовано в детский сад, и встал вопрос, где продолжить работу? Вакансий учителя начальный классов не было, Людмилу Ивановну взяли на должность воспитателя группы продлённого дня в Муромцевскую среднюю школу. Продлёнка этой школы размещалась на втором этаже здания, в котором сейчас находится краеведческий музей. Всё было интересно ей, всё нравилось. Однако в скором времени молодому педагогу было предложено поработать методистом в районном отделе народного образования, зная, что она справится с этим делом.

По её словам, в то время только начальных школ в районе было 20, восьмилетних – 8 и 12 средних школ, везде начальные классы, отданные под её ответственность. Надо, значит, надо — решила Людмила Ивановна. В РОНО она проработала до 1986 года, пока её ни пригласили в школу № 1. Она уговорила Петра Алексеевича Матюхина — заведующего РОНО отпустить её. К этому времени Людмила Ивановна уже окончила недавно открытый факультет педагогики и методики начального обучения Омского пединститута. У неё была семья, подрастали две дочери.

«В школе работать мне было интересно, — рассказывает Людмила Ивановна, так как видишь результат своей работы. Помню свой большой класс в 36 ребятишек, как несу домой кипу тетрадей, по русскому, по математике, были, конечно, и трудности, как в любой работе, но всё равно больше было хорошего, это было моё дело, то, к которому душа лежит, работа, которую я люблю». Если есть любовь к своему труду, считает профессионал своего дела, значит, будет хороший учитель. А если нет любви, то и учителя нет. Главное, работать по совести, не только обучать, но и воспитывать. «И нас так учили – отвечать за своё дело, — поясняет Людмила Ивановна. – Мы, когда ехали работать, даже не думали, сколько будем получать. О деньгах и речь не шла. Хотя зарплаты были очень маленькими, помню свою первую зарплату в 69 рублей. Но тогда разговоров о деньгах, как сейчас, не было, просто работали по зову души. И конечно, я была очень рада, что моя дочь выбрала профессию учителя. Нравится – значит работай! Может, как и для меня, школа станет её вторым домом».

Педагогический стаж у Людмилы Ивановны Макаровой 40 лет! За эти годы много ребятишек уже выросло, некоторые по примеру своей первой учительницы стали учителями: Наталья Ревда, Марина Материкина, Анатолий Быков, Наталья Рябкова, Елена Владыкина, Наталья Кузьмина, Надежда Ушакова и многие другие, главное, что все ученики выросли прекрасными людьми.

Все мы родом

из детства.

Ещё будучи маленькой, Наташа с мамой всё время проводила в школе. Для неё маленькая школа, где часто проходили утренники, где всё было ярко и красиво, царила обстановка оживления, радости, детских голосов и смеха, сложился в картинку, что школа – это большой праздник. Повзрослев, она поняла, что это не только праздник, но и трудности, но всё равно старалась маме подражать, даже тетради проверять помогала. Многое слышала, видела и понимала уже тогда эту профессию, поэтому вопрос кем быть для Натальи не стоял. Всё, что связано со школой, нравилось, было её. Наталья Владимировна вспоминает, что ей всегда нравилось общаться с детьми, ей они интересны.

По окончании школы она поступает в педагогический институт на факультет начальных классов. Когда-то в свои школьные годы примером для подражания для неё была Земляницына Любовь Ивановна. Своим отношением, любовью к детям, азартом, активностью она буквально заразила Наталью, а Андрей Андреевич Зенг – учитель истории – был, как она говорит, для неё примером, учителем с большой буквы. Видя, какие достойные люди работают в школе, ей и самой хотелось стать похожей на них. Но в первую очередь, конечно, мама была и остаётся ярким примером. Вот и на практику приезжала Наталья Владимировна к ней. «Мама подскажет, поможет и скажет действительно то, что нужно, и я восприму это так, как положено, не обижаясь, понимая, что мне ещё только учиться мастерству. С ней спокойно и надёжно. Она всегда скажет тактично, по-доброму, понимая, что все мы были молодыми, не у всех всё сразу получалось», — признаётся Наталья Владимировна.

В 1992 году она пришла впервые в Муромцевскую школу № 1 уже в качестве учителя. Хоть и было немного страшно, но всё прошло, по её словам, замечательно — первоклашки слушались, а осознание, что теперь она сама учитель – было настоящим счастьем...

За эти годы теперь уже опытный педагог не разочаровалась. Сейчас педстаж Натальи Владимировны на одном месте в родной Муромцевской школе 30 лет! Когда впервые она пришла в школу здесь работали такие стажисты, как Марина Михайловна Ганьшина, завуч, научившая молодого учителя многому, Валентина Константиновна Сычихина, Валентина Викторовна Тамбовцева, Людмила Васильевна Знаева – все мастера своего дела. Но главное – дети. Они и тогда, и сейчас называют иногда свою первую учительницу мамой. Ведь главное — доброта, которую видят дети, а их не обманешь, они смотрят распахнутыми глазами на учителя, им всё интересно, важно поддержать, не дать погаснуть этому интересу. И здесь от первого учителя зависит многое.

У Натальи Владимировны уже 9 выпусков, и очень приятно, когда твои подросшие малыши выбирают профессию, по примеру своего учителя. Наталья Владимировна поделилась, что, её ученики, окончившие школу несколько лет назад и многие уже ставшие родителями, не забывают, приходят в гости. «Ведь мы отдаем все силы, душу, есть и сложные детки, кому-то предмет тяжело даётся, у кого-то проблемы с поведением. Стараемся найти к каждому подход, увидеть в нём хорошее, каждый ребёнок – личность. Сейчас подрастает поколение альфа – дети 2010-х годов. Это другие дети, информационно развитые, с быстро переключающимся вниманием, воспринимают больше картинки. Мир меняется, надо и учителям понять, принять и самим меняться, быть авторитетом для ребёнка. Понимать программы и современные игры. Быть на одной с ними волне. Не подстраиваться, а быть выше, но идти в ногу со временем. Поэтому бесконечные курсы, семинары, онлайн-конференции. С ними интересно, они многое знают, информацию получают из разных источников, и мы должны быть для детей интересными.

Чуть старше этого нового поколения Настя, племянница Натальи Владимировны. Так же, как бабушка и тётя, она тянется к работе в школе, с детьми. Сейчас заканчивая одиннадцатый класс в Ленинградской области, она все каникулы работает вожатой, и, вполне возможно, совсем скоро продолжит педагогическую династию своей семьи.

Любовь Ефремова.

Фото из семейного архива

Л. Макаровой и

Н. Сороквашиной.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9