Меню
16+

«Знамя Труда». Газета Муромцевского района Омской области

01.10.2021 14:23 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 24.09.2021 г.

Путешественник

Сегодня на страницах районной газеты мы знакомим наших читателей с молодым художником, автором путевых заметок о его путешествии на озеро Байкал.

Денис Сороквашин — выпускник Муромцевской средней школы №1. Мама Дениса — учитель, папа — кузнец, о котором районная газета неоднократно писала, его глухарь и жар-птицы украшают посёлок. Денис с детства увлекался рисованием, учился в школе ремёсел. Как-то отец познакомил его с местным самобытным художником С.А. Таракановым, который дал ему несколько уроков. И молодой человек буквально прикипел к живописи, пишет маслом прекрасные пейзажи (одно из картин на фото). Хотя профессию выбрал далекую от искусства. Он инженер, окончил университет путей сообщения, работал в Омске на шинном заводе, полтора года на Севере.

Но на то и молодость, чтобы искать себя. Денис решает отправиться в путешествие. Еще в детстве родители брали его в походы, а повзрослев, он уже один сплавлялся по реке до Окунево, объездил на велосипеде Омскую область, в 2019 году отправился на Алтай. Как рассказывает Денис, зацепило его состояние единения с природой, которую никто не мешал ему открывать.

В этом году молодой путешественник отправился в пеший многодневный поход на Байкал. Маршрут строил по карте и компасу. Денис говорит, что сейчас многих горе-путешественников ищут поисковые отряды, чтобы такого не случилось, отправляясь в лес, нужно брать хороший навигатор, дублировать карты в телефоне, иметь комплект батарей, в том числе солнечную, иметь обязательно компас и бумажную карту. Рассказывая о путешествии, он поделился, что небольшие запасы продуктов делал по пути следования в деревеньках, так как с рыбалкой было не очень, пока не узнал, как и на что ловят местные жители. Были, конечно, грибы и ягоды, а для чая чабрец и смородина, а ещё вода и чистейшего в мире озера.

«Не страшно было одному?» — спрашиваю я. «Да медведей и рысей после пожаров в тех краях много, но напугала только однажды ночью кабарга – безо-бидное животное. А ещё повезло, что не попал в баргузин – могучий северо-восточный ветер этих мест».

Слушая рассказ Дениса, понимаешь, что отправляясь в путешествие, нужно много знать о тех краях, куда направляешься. А что же в планах? «Планы? – Не задумываясь, отвечает молодой человек. — Продолжать путешествовать! Следующий маршрут будет более сложный и интересный. Планирую продолжать писать путевые заметки, сделать фильм, так как много видео я записал о Байкале. А ещё хочется написать серию картин природы красивейших мест России».

Любовь Ефремова.

400 БАЙКАЛЬСКИХ КИЛОМЕТРОВ. ЭТАП 1, КБЖД

14-22 ИЮЛЯ 2021 Г.

Есть в Восточной Сибири такое место, которое не нуждается в представлении. Место это — озеро Байкал. Что мы помним о Байкале из уроков географии? То, что это самое глубокое озеро нашей планеты (1642 м), что в нем находится пятая часть всех запасов пресной воды, да еще то, что по легенде на дне озера лежит затопленный железнодорожный состав с золотом Колчака. Но эти факты – лишь малая часть того, что скрывает в себе это уникальное во всех смыслах озеро.

В 2015 году я посмотрел замечательный фильм под названием «Байкал. 180 дней одиночества». Автор фильма, французский путешественник и писатель Сильвен Тессон, уехал туда зимой по льду на автомобиле УАЗ «буханка», поселился в избушке на берегу где-то в районе Байкало-Ленского заповедника и целых полгода прожил отшельником, при этом постоянно анализируя своё состояние и записывая свои впечатления и мысли на бумаге. Фильм получился очень необычный, философский, и после просмотра я долго его обдумывал. Тогда меня сильно зацепили и его размышления о жизни, и невероятной красоты байкальские пейзажи, коих там в изобилии. Тогда же и решил: я обязательно побываю на Байкале. До осуществления мечты оставалось 6 лет.

Июль 2021 года. Беру билет на поезд до Иркутска в одну сторону. Рюкзак весом 35 кг предательски давит на плечи. Пройду ли запланированный маршрут? Сразу скажу: опыта пеших походов у меня фактически не было, до этого под рюкзаком максимум ходил на 3 дня. Сплавы и велопоходы — это совсем другая история, там гораздо легче, а тут приходится все снаряжение тащить на себе.

Утром 14 июля прибыл в Иркутск, сразу же пересел на электричку, и в обед сошел в поселке Култук. Эту точку выбрал в качестве отправной по двум причинам: во-первых, поселок расположен на крайней юго-западной оконечности Байкала, а во-вторых, отсюда начинается сохранившийся исторический участок Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Моросил дождь, небо было серым без просветов: хорошая примета! На ходу пытаюсь подтянуть лямку рюкзака, и тут же лопнула скоба-трехщелевка. Завязал лямку узлом, да и пошел дальше. Допустил ошибку при сборах, взяв с собой слишком много продуктов. Ладно, если что, поделюсь с кем-нибудь из встречных туристов.

По длинной сельской улице спускаюсь вниз, и вот он, красавец Байкал! Серебристая водная гладь клином рассекает сушу, напротив возвышается горный хребет Хамар-Дабан, а на западном берегу к озеру спускаются скалы Олхинского плато. Опустил руку в озеро, и пальцы окоченели: температура воды градусов 5, не больше. Середина июля, макушка лета, а вода такая, будто лед только вчера сошел. На скорую руку заварил доширак на байкальской воде, пообедал и пошел вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Что такое КБЖД? Представьте такую картину: слева вздымаются горы высотой 300-400 метров, а порой и выше, справа раскинулось огромное ледяное море-озеро с кристальной водой, а между ними на скальной выемке узкой извилистой полосой проложена одноколейка, то и дело ныряющая в туннели и галереи. Дорога была построена в 1902-1905 годах и до 1949 года входила в состав Транссибирской магистрали. Потом проложили более прямую дорогу через Олхинское плато, участок от Иркутска до порта Байкал был разобран и затоплен в результате строительства Иркутской ГЭС, а сохранившийся участок протяженностью 84 км используется в основном туристами. Архитектура КБЖД — тема для отдельного разговора. Тут и арочные мосты, сделанные на манер римских акведуков, и бесчисленные туннели (самый длинный через мыс Половинный — 777 м), и галереи, и различные берегоукрепительные сооружения. Почти всё сохранилось в первозданном виде. Что и говорить, умели раньше красиво и качественно строить. Недаром её называли «золотая пряжка на стальном поясе России». По КБЖД сейчас курсируют два поезда: РЖД-шная «Мотаня» и частная «Нерпочка», плюс мотрисы путейцев. Едут тихо, со скоростью не более 20 км/ч, и постоянно подают звуковые сигналы, предупреждая идущих по шпалам туристов о своем приближении.

Первая ночевка на берегу Байкала преподнесла сюрприз. Отойдя километров 7 от Култука, нашел хорошее обустроенное место с кострищем и столиком. Поставил палатку, сварил кашу на костре, поужинал и в 22 ч уже засыпал. Тут слышу, будто кто-то на лодке плывет вдоль берега, ритмично шлепая веслами по воде. Выглянул из палатки, смотрю – нерпа! Только меня заметила – и сразу ушла в глубину. Неожиданно, ведь раньше я думал, что увидеть нерпу в дикой природе – большая удача.

Озеро дышит холодом; чуть солнце скроется за хребет Хамар-Дабан, сразу поднимается плотный туман и начинает идти пар изо рта. На склонах гор растут цветы, которые раньше я видел только в клумбах и палисадниках: желтые и красные лилии, каменная роза и многие другие. Удивило то, что в июле вовсю цветет сирень. Немного расстроила рыбалка: несмотря на все старания, поклевки так и не увидел. Такое чувство, что рыбы тут совсем мало. Зато в избытке нерпы: из-за отсутствия естественных врагов и запрета на ее добычу она расплодилась в Байкале настолько, что в этом году даже зашла в Ангару и теперь часто встречается в Иркутском водохранилище прямо в черте города.

Рад, что в последний момент решил начать путешествие не из Листвянки, как планировал ранее, а по этому относительно простому участку в плане перепадов высот. В первые 4 дня проходил по 10-15 км, на пятый день случилась дневка из-за дождя, на шестой день махнул аж 25 км, на седьмой — почти столько же. Тело привыкло к нагрузкам, подъел припасы из рюкзака, и идти стало гораздо легче. Пару раз случалась гроза, но в целом погода стояла весьма приятная и тихая. Могу сказать, что этот участок идеален для пеших путешествий. Пейзажи замечательные. Удивительной красоты рассветы и закаты. Народ есть, но не мешает: нет здесь шумных алкотуристов на машинах с саунд-системами. Многие, как и я, идут в одиночку.

Похоже, только стоя на пароме у истока Ангары в посёлке Порт Байкал, я осознал истинные масштабы этого гигантского озера и понял, во что ввязался. Завершился первый этап путешествия. За 7 дней удалось не спеша пройти Кругобайкальскую железную дорогу. Что дальше? Дальше — Большая Байкальская тропа (ББТ), участок более сложный. Тайга, перевалы, скальные полки — и все тот же великолепный Байкал по правую руку и горы слева. Большие надежды на поимку хариуса. Что ж, вперед, к новым приключениям!

Денис Сороквашин.

Фото автора.

Продолжение следует...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16