Меню
16+

«Знамя Труда». Газета Муромцевского района Омской области

20.11.2020 10:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 20.11.2020 г.

Говорите красиво!

14 ноября в России и других странах празднуется Международный день логопеда. Для любого человека очень важно, чтобы его понимали, а для этого нужно не только грамотно говорить, но и правильно произносить слова и звуки. Следить за этим нужно с самого детства, часто родители не знают, есть ли у них повод для беспокойства, если их малыш шепелявит, «глотает» звуки или не может произнесли коварный «р»? Когда ребёнок должен выговаривать все звуки? Обо всем этом и о своей не совсем обычной профессии рассказала практикующий учитель-логопед Ирина Сербаева.

Логопед многое должен знать и уметь, в первую очередь физиологию человека, психологию, педагогику и много чего ещё, что может понадобиться в работе. К своей профессии Ирина Сергеевна шла долго, искала себя, пробовала в разных профессиях. По первому образованию она режиссер культурно-массовых мероприятий, по второму – экономист. Работая в школе вожатой, получила предложение выучиться на логопеда, что она с удовольствием сделала и, окончив Омскую гуманитарную академию, получила ещё одну специальность – логопед.

В этой должности Ирина работает всего четыре года, но искренне считает, что нашла свое призвание. Образование, полученное в колледже культуры, ей очень помогает, так как есть навыки дыхательной и артикуляционной гимнастик, сценической речи, а в академии она изучила основы неврологии, нейрохирургии, которые очень важны, ведь в практике логопед часто применяет механический способ постановки звуков, применяя зонды и зондозаменители.

Уже два года Ирина Сергеевна работает в Петропавловской средней школе. Проводит групповые и индивидуальные занятия с младшими школьниками. Там и там, по мнению логопеда, есть свои плюсы и минусы. В группе дети, глядя друг на друга, активнее работают, а на индивидуальных более ответственны. С каждым ребенком изначально проводит диагностику – есть ли какие-нибудь нарушения речи, какие звуки проблемные. Работая индивидуально, видит, что и как он произносит, и свои занятия строит в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого ребенка. Занимаясь корректировкой речи, Ирина использует многочисленные методики механического воздействия на проблему: упражнения, постановка языка с помощью специальных логопедических зондов.

По словам Ирины Сергеевны, логопед в своей работе отвечает не только за устную речь, но и за письменную. Неправильное звукопроизношение может привести к трудностям в овладении и чтением, и письмом. Например, дети не говорят звук «р» и при письме часто так же пишут, заменяя его. Или, наоборот, из-за неправильной постановки звука слишком грассируют, тянут «р», что режет слух, и с этим также необходимо работать. Есть дети, которые говорят правильно, но на письме допускают ошибки, связанные с тем или иным звуком, — так называемая дисграфия. И дислексия, когда читает, но не проговаривает. Поэтому на занятиях с логопедом ребята пишут диктанты, чтобы выявить, в каких словах и почему ребенок теряет звуки-буквы.

Каждое занятие Ирина Сергеевна начинает с артикуляционной гимнастики, отрабатываются проблемные звуки, на практических занятиях, используя индивидуальный подход к каждому ребенку, она работает, используя дополнительный раздаточный материал, который педагог, будучи многогранным, творческим человеком, часто готовит сама. Логопед занимается и с детьми, имеющими заикание. Изначально Ирина Сергеевна обучает детей правильному дыханию, используя игровые формы. Во взрослой жизни у многих людей с заиканием возникают проблемы в общении, поэтому необходимо, чтобы как можно раньше с такими детьми начинали заниматься, так как это длительный и сложный процесс.

На ее логопедическом пункте 22 учащихся с 1 по 4 класс, в том числе 8 первоклашек. Как рассказывает Ирина Сергеевна, сложно работать с детьми — воспитанниками детского дома, так как чаще всего у этих детей не было нормального «домашнего» воспитания, а их мамы во время беременности курили и пили. Таким детям требуется больше всего внимания, в том числе, чтобы справиться с неподдающимися звуками

Логопедов у нас в районе немного, этот дефицит, как и невнимание родителей, приводит к тому, что, вырастая, дети с нарушением речи замыкаются в себе, стараясь избежать насмешек сверстников. Конечно, многие малыши не выговаривают букву «р», но, как утверждает Ирина Сергеевна, до пяти лет родителям по поводу этого самого сложного звука беспокоиться особо не нужно. «Читайте детям книжки, разговаривайте больше с детьми, не ссылаясь на свою занятость, пусть ребенок рассказывает, что он видит, например, во время прогулки — это все работа языка и обогащение словарного запаса. К концу пятого года ребёнок должен произносить все звуки родного языка, говорить чисто, без труда пересказывать сказки. Если вы заметили, что ваш малыш предпочитает не говорить, а только пальчиком показывать на то, что ему нужно, если совсем мало говорит или, наоборот, много, но его речь совершенно непонятна, нужно как можно раньше обратиться к логопеду».

Как поясняет Ирина Сергеевна, множество проблем возникает от того, что часто взрослые мало разговаривают со своими детьми и не замечают недостати речи ребенка. Сюсюкаются, вместо того чтобы правильно проговаривать слова самим. Родителей, конечно, умиляют первые неправильности речи своего малыша, они повторяют их сами. Но вряд ли какой родитель захочет, чтобы эти недочёты остались в речи его ребенка навсегда. Поэтому советует родителям учить с малышами скороговорки и стишки — они помогут развить и речь, и память.

Находясь на дистанте, в связи с эпидемиологической обстановкой, работа с детьми не прекращается. Помогают аудиозаписи, задания, когда, например, дети рисуют различные предметы, в которых есть тот или иной звук, а затем называют их. Отправляются и видео, где показывается, как нужно произносить звуки, забавные упражнения, которые детям очень нравятся. Есть, конечно, свои сложности, проблемы с телефонами в первую очередь. Несмотря ни на что, Ирина Сергеевна работает с воодушевлением и упорством, и это передается всем окружающим, а уж дети, конечно, чувствуют доброту, задор и посещают занятия логопеда с большим удовольствием. «Приятно видеть результаты своего труда — успехи моих подопечных, их правильную речь, — говорит Ирина Сергеевна, — и как награда — счастливые лица детей и благодарность их родителей».

Говорят родители:

«Огромное спасибо Ирине Сергеевне за профессиональную качественную работу! Из-за некоторых проблем с речью дочка не могла выговаривать буквы, которые могли произносить сверстники. Ирина Сергеевна «разработала» наш язычок. Дочке занятия очень нравятся, всегда их посещает с удовольствием!»

С.Л. Кабакова.

Любовь Ефремова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17