Меню
16+

«Знамя Труда». Газета Муромцевского района Омской области

10.05.2018 09:28 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 10.05.2018 г.

Не в школу, а на работу

О тяжелых годах Великой Отечественной войны мы узнаём из рассказов ветеранов и тружеников тыла, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Воспоминаниями своей мамы, Клавдии Ивановны Губкиной (Казачининой) с нами поделилась Валентина Константиновна Сычихина. (От ред.)

Моя мама родилась в деревне 1- Вятка Муромцевского района в декабре 1928 года. И хотя она была самая младшая в семье, тем не менее в 4 года уже научилась прясть, вязать носки.

У неё два старших брата и сестра. Оба брата воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Михаил пропал без вести в 1942 году. Василий был на фронте. Вернулся контуженный, оправившись от ран, стал работать в колхозе. После свадьбы уехал с семьёй в город Якутск.

О военных годах она рассказывала очень мало, вот, что я смогла записать из воспоминаний мамы: «До войны я закончила 4 класса. Началась война. В это время председателем колхоза был Анисимов Григорий. У него была деревенская кличка «трапезник», когда-то, по рассказам старожилов, он служил в церкви, присутствовал на трапезе, держал кадило. Вот его и прозвали так. На начало занятий мы, ребятишки, пошли в школу. Он догнал нас на коне и вернул. «Какая вам школа, надо работать в колхозе», — вот его слова. И мы, подростки, стали работать в колхозе. Чистили за скотиной дворы, ездили на быках за самосушняком. Напилим ручной пилой осины, нагрузим сушняка, закрутим воз, а бык по снегу ползёт, ногами до земли не достаёт, снег глубокий был, встанет и стоит, упрётся, тогда накрутишь его хвост на руку и дёргаешь, как за вожжи. За мной был закреплён бык по кличке Максим, а у моей подружки Тани Шкарлюковой — Шкурат. Возили на быках и сено. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми. Били сваи. Строили мост через речку Бергамак. Берём «бабу», большой трамбовочный обрубок дерева с ручками по бокам, и «раз-два, взяли» — били по сваям. Со мной работали Лена Давыдова, Илья Рассохин. Летом работали на покосе, гребли, метали сено. В колхозе косили сенокоской, тянула их пара коней, был взрослый коногон, управлял ими, а мы, ребятишки, должны были обкашивать кусты, где нельзя подъехать. До 90 соток за день выкашивали. Одежды не было, одно платьишко, на ногах были чулки изо льна или из «изгребьев» (отходы после очески льна), а то и просто ноги обматывали тряпками и сверху вперекрёст перевязывали верёвочками. На покосе однажды с подружкой умывались в речке, парнишки спрятали наши платьишки, звонят в отвал от плуга на обед, а мы голые стоим в кустах. Хорошо бригадир углядел, что нас нет, заставил парнишек принести нам платья, а то бы остались без обеда. Жизнь была тяжёлая и голодная».

После войны мама и её сверстники опять сели за парты. Она закончила 7 классов, после чего стала работать в колхозе, доила овец, на местном маслозаводе делала брынзу, казеин. Её мама (моя бабушка) работала тоже на этом маслозаводе.

Валентина Сычихина.

Р.п. Муромцево.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6